Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 23.11.2017, 12:11

МОБУ "Сясьстройская СОШ №2"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Открытая дверь

Подлесный Андрей Павлович





Автор: Софья Королева
Источник: http://www.spbumag.nw.ru

В семье моего дедушки, Владимира Федоровича Амбражевича, очень чтят память об Андрее Павловиче Подлесном — матросе с легендарного крейсера «Аврора», участнике Цусимского сражения. Он не был моим родственником, но на протяжении почти четырех десятилетий жизнь родителей моего дедушки, всех членов семьи — братьев и сестры была тесно связана с А.П.Подлесным.

В музее крейсера «Аврора» в начале 1950-х годов был выделен специальный стенд, на котором можно увидеть вещи, принадлежавшие Андрею Павловичу — бескозырка, Георгиевский крест, рукописный дневник, который он вел во время похода 2-й Тихоокеанской эскадры из Петербурга на Дальний Восток. Впервые мой дедушка прочитал этот дневник холодной и голодной зимой 1941-1942 гг. Прочитанное он, пятиклассник, воспринимал с трудом, спотыкался на старой, дореволюционной орфографии: окончание «аго», «ъ» и прочее.

В музее можно познакомиться и с материалами о подвиге, который А.П.Подлесный совершил в ходе сражения русского и японского флотов в Корейском проливе. Во время боя снаряд перебил электрический кабель рулевого управления. Лишенный управления крейсер стал мишенью для артиллерии японских судов. А.П.Подлесный под огнем противника сумел быстро восстановить кабель и тем самым спас «Аврору» от неминуемой гибели — «Аврора» вновь стала управляемой и пользуясь высокой скоростью вышла из-под огня.

Но в биографии А.П.Подлесного есть еще одна страница, связанная с героической обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Когда началась война, А.П.Подлесный был уже на пенсии, отработав до этого около пятнадцати лет начальником электроцеха Сясьского целлюлозно-бумажного комбината в поселке (ныне город) Сясьстрой Волховского района Ленинградской области. Но спокойно отдыхать ему не пришлось: в марте 1942 г. ГКО СССР принял постановление о создании в короткий срок в пос. Сясьстрой верфи для строительства деревянных барж. Дело было очень срочное, неотложное: знаменитая ледовая Дорога жизни, связывавшая осажденный Ленинград с Большой Землей, с наступлением тепла и освобождением Ладоги ото льда перестанет действовать. Связь можно будет осуществлять, только задействовав флот Северо-Западного пароходства и Ладожскую военную флотилию. Но летом и осенью 1941 г. пароходство понесло большие потери в подвижном составе из-за сильных штормов и бомбежек вражеской авиации. Трудностей было очень много. В марте стояли еще трескучие морозы, через снежные сугробы пробивались с трудом: надо было расчищать площадки для стапелей, а сил было мало. Из Ленинграда на автомашинах по льду Ладоги привезли группу специалистов-кораблестроителей — истощенных, обессиленных от голода. Работоспособных взрослых из местного населения было мало, поэтому набирали на судоверфь женщин и подростков от 14 лет и старше. Среди принятых в электроотдел верфи, возглавить который был приглашен А.П.Подлесный, оказался, когда подрос, и мой дедушка Владимир Федорович.

Несмотря на все трудности, 15 апреля заложили первые три баржи, а 22 мая их уже спустили на воду. За навигацию 1942 г. здесь построили три десятка судов грузоподъемностью 385 тонн каждое. А всего за годы блокады в Сясьстрое было построено 99 судов. Это был большой вклад в обеспечение бесперебойных перевозок грузов и людей по водной Дороге жизни, в создание необходимых условий для прорыва и снятия блокады Ленинграда.

«Дед», как уважительно, по-доброму звали за глаза А.П.Подлесного, всегда присутствовал при сборке прошедших ремонт электродвигателей — замерял точность, проверял чистоту обработки вала, шабровки подшипников. Успехи судостроителей во многом зависели от электриков, которые обеспечивали бесперебойную работу различных станков, электроинструментов. И здесь очень пригодился бесценный опыт начальника электроотдела А.П.Подлесного, его флотская выучка, умение работать в боевых условиях. Многие судостроители Сясьстроя отмечены правительственными наградами. А.П.Подлесный награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За оборону Ленинграда», мой дедушка, Владимир Федорович,— медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Андрей Павлович Подлесный был высокого, как сейчас сказали бы, баскетбольного роста. Будучи уже пожилым и даже в очень преклонном возрасте, ходил прямо, с развернутыми плечами, сохраняя флотскую выправку и стать. Это был очень доброжелательный, интеллигентный человек, в чем-то даже аристократичный, уважающий людей и сам уважаемый. У всех, кто с ним близко общался, остались светлые воспоминания.
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Информационно-образовательные ресурсы
Краеведение
Архив записей

январь 2014
февраль 2014
март 2014
апрель 2014
май 2014
июнь 2014
июль 2014
август 2014
сентябрь 2014
октябрь 2014
ноябрь 2014
декабрь 2014
январь 2015
февраль 2015
март 2015
апрель 2015
май 2015
июнь 2015
июль 2015
август 2015
сентябрь 2015
октябрь 2015
ноябрь 2015
декабрь 2015

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz